Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Как я уже ранее говорил, именно медитация, а точнее – энергомедитативная практика, является магистральным и наиглавнейшим Путём духовного развития. Если же какое-либо учение говорит о духовном развитии, но при этом критично относится к медитации - вряд ли оно заслуживает серьёзного внимания. Такое учение - не более как бесплодное мудрствование, которое не сможет привести своих последователей к подлинному духовному преображению. Это именно тот случай, когда «листьев много, а плоды - отсутствуют». К сожалению, именно таким, по моему глубокому убеждению, является путь религиозного поклонения. Вопреки распространённому мнению, между молитвой и медитацией существует глубокое и качественное отличие. И это хорошо понимают представители русской православной церкви, относящиеся к медитации с нескрываемой враждебностью.
А ведь медитация - это основной метод самосовершенствования в таких глубоких, благородных и гуманных традициях как классическая йога, буддизм и даосизм, каждая из которых к тому же значительно старше христианства.
Неправильное отношение к энергомедитативной практике, вплоть до полного её отрицания, можно встретить и у некоторых популярных авторов, таких, например, как Алан Уотс и Джидду Кришнамурти.
Алан Уотс в своей наиболее известной книге «Путь дзэн» с потрясающим легкомыслием объявляет дзадзэн, традиционную практику сидячей медитации, бесплодным и глупым занятием. Фундаментальную практику духовного развития он насмешливо называет «дзэн отсиженных ног» и считает её совершенно излишней. Всё, что с его точки зрения требуется, - это просто иной взгляд на вещи. Уотс совершенно не понимает диалектику количественно-качественных переходов. В описаниях многочисленных случаев так называемого «мгновенного» просветления он видит лишь яркое и красочное событие духовной трансмутации, но при этом совершенно игнорирует многолетний и многотрудный путь, предшествующий этому событию. Уотс похож на человека, который смотрит на богатый праздничный стол и при этом не осознаёт, что за всем этим великолепием скрываются большие труды, большие предшествующие затраты сил и средств. Дзэн Уотса - нечто вроде скатерти-самобранки: стоит только щелкнуть пальцами - и всё, чего бы ни пожелал, уже стоит на столе.
Отрицая практику сидячей медитации, Уотс ссылается на известную чаньскую историю, в которой сидение в дзадзэн сравнивается с полировкой черепицы.
Ма-цзу жил в горной хижине, в уединении и практиковал дзадзэн (сидячую медитацию). Однажды чаньский мастер Хуайжан, увидев его сидящим в медитации, спросил:
– Уважаемый, чего Вы собираетесь добиться этим сидением?
Ма-цзу на это ответил:
– Я хочу стать Буддой.
Тогда Хуайжан поднял кусок черепицы и начал точить её о камень.
– Что Вы делаете, Учитель? - спросил Ма-цзу.
– Я полирую его, чтобы сделать из него зеркало. - ответил ему Хуайжан.
– Да разве можно, полируя кусок черепицы, сделать из него зеркало? - вновь спросил Ма-цзу.
На это Хуайжан дал ответ, который стал классическим и вызвал впоследствии множество споров:
– Если, полируя черепицу, нельзя сделать зеркало, то как можно стать Буддой посредством сидения в медитативной позе?7
Ма-цзу тогда спросил:
– Что же я тогда должен делать?
Хуайжан ответил:
– Если бы ты управлял телегой и она бы не двигалась, ты бы стал лупить телегу или быка?
Ма-цзу ничего не ответил. Хуайжан продолжал:
– Ты практикуешь сидячую медитацию? Ты стремишься стать сидячим Буддой? Позволь мне тебе сказать, что сущность дзадзэн - не в сидении и не в лежании (т.е. не во внешней форме, а во внутреннем содержании - В.К.). Если ты попытаешься стать сидящим Буддой, это не меньше, чем взять и убить Будду. Если ты цепляешься за сидячую форму, ты не достигнешь коренной истины.
Выслушав всё это, Ма-цзу почувствовал себя настолько освежённым, как будто испил нежнейшего нектара.
Эта дзэнская история породила великое множество толкований, часто весьма глубокомысленных, но, увы, весьма далёких от истины. Суть же этой притчи очень проста. Есть поза (асана), представляющая собою внешнюю форму и есть медитация - внутренняя техника, обеспечивающая внутреннее наполнение этой формы. Подлинная практика дзадзэн, в отличие от простого сидения, это неразрывное единство внешней формы и внутреннего содержания (асаны и медитации). Вот и всё! Просто как репа!
Возможно, кого-то не устроит это, «слишком простое», я бы даже сказал, шокирующее своей простотой, объяснение. Да, конечно, можно попытаться найти какие-то невероятные глубины особой дзэнской мудрости в этой притче. Однако остерегайтесь перемудрить самих себя. Не следует уподобляться ныряльщику, который на мелководье прыгает вниз головой, ошибочно полагая, что там глубоко, и в результате сворачивает себе шею. На мой взгляд, чаньские наставники в своей любви к парадоксам зашли слишком далеко. Безусловно, в дзэнских поучительных историях, афоризмах, коанах, диалогах содержится много глубокой мудрости и духовных прозрений. Однако, и на это не стоит закрывать глаза, многие дзэнские Мастера и наставники в своих словах и поступках не были аутентичны. Скорее ими двигало недостойное желание эпатировать аудиторию, поразить, блеснуть, произвести впечатление. Многие из них не столько стремились к просветлению, сколько к тому, чтобы прослыть необычным человеком и привлечь внимание окружающих к собственной персоне (типичная мотивация истероидной личности).
Практика духовного самосовершенствования имеет множество тонкостей и даже при самом ясном изложении достаточно трудна для понимания. Зачем же усложнять её постижение туманными речами, лишёнными ясности и конкретности? «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает» - говорит немецкий философ. Нельзя с этим не согласиться. Девизом духовного наставника, на мой взгляд, должны быть следующие слова: глубина понимания и ясность изложения. Расплывчатая многозначительность и высокопарная таинственность совершенно неуместны там, где можно дать искренним искателям свет и радость полноценного понимания. Таинственная многозначительность и туманные речи наводят на мысль, что либо сам «великий человек» плохо представляет о чём говорит, либо же о том, что его подлинной целью является не постижение Пути, а вполне земное стремление привлечь к себе внимание и завоевать репутацию великого наставника. К сожалению, результаты многовекового развития чань-буддизма в Китае оказались весьма плачевны, на мой взгляд, именно по вышеуказанным причинам. Вот что пишет в своей автобиографии современный китайский наставник Шэн-янь8:
«В возрасте тринадцати лет я покинул дом, чтобы стать буддистским монахом. Местный монастырь, как и большинство других в Китае, назывался Чаньский храм. Но на самом деле теория и практика Чань почти никогда там не обсуждались. Как молодые монахи, большинство из нас не имело ясного представления, что в действительности является практикой Чань. Наше обучение состояло просто из строгой дисциплины, предписанной монахам - повседневных занятий, как, например, стирка одежды, приготовление пищи, работа на полях и выполнение ежедневных ритуалов. Также мы изучали важные сутры…
Мне было тринадцать лет, и я ничего не знал об истории буддизма, и всё же я считал, что буддизм находится на пути к своей гибели. Большинство китайцев плохо понимали суть Дхармы (Учения Будды). Учителей было очень мало, и то, что я узнавал, было основано исключительно на запоминании священных текстов».
Далее Шэн-янь, будучи неудовлетворённым своим обучением, убежал из своего чаньского монастыря, чтобы поступить в буддистскую школу в Шанхае. В этой школе он также не получил от своих наставников ясного и понятного представления о чаньской практике.
«Мы медитировали, но не очень ясно представляли себе правильный метод практики. Поэтому было сложно получить реальную пользу от неё…
Люди, испытавшие глубокие переживания в процессе медитации или те, кто был признан просветлённым, никогда не объясняли своих переживаний. Когда они говорили друг с другом, их слова были странными, а их значение неясным. Там были ученики постарше, которые провели несколько лет в зале для медитации. Когда я спрашивал их о практике, они обычно говорили: «О, это несложно. Просто сиди. Когда ноги перестанут болеть, всё будет в порядке». Иногда монаху предписывалось использовать в своей медитации гуньань (яп. коан), но в целом систематическое руководство медитацией отсутствовало. Как-то в школе я принял участие в чаньском затворничестве. Я просто сидел в медитации9, пока удар доски для благовоний не призывал нас на ходячую медитацию. Никто не говорил мне что делать и ничему не учил меня…
…Иногда во время медитации я думал: «Что я должен делать? Должен ли я повторять имя Будды? Должен ли я делать что-то другое? Что такое медитация на самом деле? Я продолжал задавать себе эти вопросы, пока не превратился в большой шар сомнений. Однако, пока я оставался в этой школе, мои сомнения так и не были разрешены.»
Далее Шэн-янь переехал на Тайвань, где продолжал свои поиски истинной Дхармы: «…Я начал искать в сутрах методы практики… Хотя тексты и не всегда ясны, настойчивость и упорство рано или поздно приведут к успеху, и метод станет понятен».
Я позволил себе столь обильное цитирование, поскольку эти автобиографические заметки помогут читателю избавиться от иллюзий по поводу того, что наилучшее духовное руководство в наши дни можно обрести только на Востоке. Увы, в такой позиции слишком много мифологии и слишком мало знания реального положения вещей. Метафизические истины могут излагаться сколь угодно туманным языком (хотя, по большому счёту, и здесь следует стремиться к ясности и понятности изложения), но совсем, совсем другое дело - методика медитативной практики. Нет никакого сомнения в том, что она должна быть ясной и доступной, изложенной вполне конкретно и недвусмысленно, общедоступным и понятным языком, без всяких метафизических сложностей. Из автобиографических заметок Шэн-яня хорошо видно, что в первой половине XX века в Китае, на родине Чань-буддизма, искренний и устремлённый ученик не имел надлежащего информационного обеспечения и не мог полноценно практиковать сидячую медитацию. По этой причине буддизм на Востоке сильно деградировал и действительно, как говорил Шэн-янь, близился к своей гибели.
Та же самая проблема была и в японском дзэн-буддизме. Японский мастер Сэкида Кацуки, автор известного труда «Практика дзэн», вышедшего в 1972 году на английском языке, именно это - отсутствие должного информационного и методического обеспечения считает основной причиной трудностей и неудач у начинающих. Вот что он пишет о начале своей практики дзадзэн:
«Если бы только в те дни я знал, как обращаться с телом и умом, я был бы избавлен от всех трудностей, которым подвергался. Потребовалось тридцать лет, прежде чем я начал чувствовать, что как будто достиг небольшого понимания Дзэн. Почему же так случилось?
Всё дело заключалось просто в отсутствии организованного метода и теории. Я знаю, что в прежние времена последователи Дзэн не распространялись о практике дзадзэн. Они посвящали себя исключительно простому способу сидения и в течение пяти или десяти лет непроизвольно вырабатывали свой метод. Этот способ практики оказывался для них действенным, потому что был их собственным способом. Однако их возмущала даже мысль о том, что они являются всего лишь мастерами какой-то техники и потому о своих методах говорили неохотно. Даже теперь с трудом отмирает идея о том, что дзадзэн можно освоить лишь после многих лет упорного и, по-видимому, бесплодного труда»10.
Совершенно очевидно, что такое положение дел нельзя назвать иначе, как состоянием упадка и деградации. Даже в чаньских монастырях всего лишь по инерции передавалась внешняя форма, лишённая внутреннего медитативного содержания. Современный буддизм, на мой взгляд, своему возрождению, начавшемуся во второй половине XX века, обязан Западу. Запад, с его пытливостью, практичностью и непочтительным методическим умом, весьма сильно помог возрождению буддизма на Востоке. Я полагаю, помог в значительно большей степени, чем это сейчас осознаётся на Западе и признаётся на Востоке.
* * *
Автобиографические заметки Шэн-яня также позволяют нам прояснить смысл того, о чём говорится в дзэнской истории про сидение в медитации и полировку черепицы. Западному образованному читателю трудно даже представить, что можно тупо сидеть в предписанной чаньской традицией позе и при этом не практиковать внутреннюю технику медитации. Однако, как показывают заметки Шэн-яня, в те времена это было типовым и распространённым явлением. Тогда вся эта история истолковывается очень просто. Суть поучений Хуайжана состоит в том, что медитация не сводится к простому сидению, т.е. к принятию физическим телом определённой позы, требуется наполнение этой внешней формы внутренним медитативным содержанием. Об этом же говорил и Хуэй-нэн, Шестой патриарх Чань-буддизма:
«Подлинная медитация является постоянным осуществлением прямоты сознания всегда и везде: когда ходите, стоите, сидите или лежите…
Заблуждающиеся люди привязываются к внешним признакам и когда начинают заниматься медитацией, то принимают за прямоту сознания неподвижное сидение и искоренение из сознания ложных взглядов, полагая, что это и есть подлинная медитация. Занятия такой практикой уподобляют человека бесчувственным вещам и создают препятствия к Пути-Дао. Но Дао должно течь беспрепятственно, как можно ему препятствовать? Если сознание задерживается на вещах, то значит, оно связывает само себя. Если бы от (простого) сидения в неподвижном состоянии был какой-то толк, то разве стал бы Вималакирти бранить Шарипутру за занятия сидячей медитацией в лесу?!»11.
Как видим, история с Хуайжаном и Мацзу не оригинальна, а является парафразом аналогичной истории из Вималакирти-нирдеша-сутры. Далее, совершенно очевидно, что речь идёт не об отказе от медитативной практики, ибо «прямота сознания», о которой говорит Хуэй-нэн, это и есть форма контроля над своим сознанием, сохранение внутренней установки на отрешённое созерцание всего содержимого своего сознания. То есть речь идёт не об отказе от медитации вообще, а о том, что само по себе сидение в позе скрещенных ног, без внутренней практики, не имеет никакого смысла. Сидеть в медитативной позе и практиковать медитацию?–это разные вещи. Для нас это совершенно очевидно, но для простых, наивных и малообразованных людей того времени это было непонятно. Нам же сейчас кажется немыслимой и невозможной столь потрясающая наивность дзэнских учеников. Увы, именно так всё и было на самом деле. Кем-то замечательно сказано, что разум человека всегда ограничен, безгранична только его глупость.
* * *
Итак, по моему глубокому убеждению, аргументация Алана Уотса, направленная против практики сидячей медитации, совершенно несостоятельна и являет собой пример легкомысленного, незрелого и поверхностного отношения к обсуждаемому предмету. Алан Уотс проявил поразительную безответственность, подвергнув ошибочной критике и незаслуженному осмеянию то, что является самой сердцевиной духовного опыта и духовного развития - практику сидячей медитации. Свой литературный талант и несомненную одарённость он употребил на то, чтобы отвратить своих читателей от самой важной практики духовного делания и обесценить её в глазах духовных искателей. Очень жаль, что стилистическая одарённость А.Уотса не сопровождалась глубиной духовного постижения. В результате его творчество и его талант принесли не пользу, а великий вред, сбивая людей с толку и уводя их с истинного Пути.
Владимир Каргополов
если человек не знает для чего занимается медитацией = то толку и не будет
поэтому те =кто не понимает зачем = и те= кто практикует не зная = оба теряют время
в Буддизме медитация нужна для освобождения от сансары (вечное колесо рождений и смертей )
чтобы выйти из круга = надо знать механизм сансары
в начале рождается мысля = птом действие = от того какое оно рождается карма = карма рождает бесконечное число рождений и смертей колесо сансары
не подкидывай дрова в костёр и он погаснет
не давай уму думать и сансара падёт
Добавлено спустя 7 минут 53 секунды:
со статьёй я согласен =
чтобы понять путь = мне пришлось много чего перечитать = и много времени думать
и что в итоге = всё это поместилось в 8 строчках
учение должно быть простым и понятным
Энергомедитативная практика, в моем случае, действительно только энергомедитативная. Я уже не ищу в ней мистики и духовного развития:)
Через осознание своей собственной энергии внутри себя, через привыкание к энергетическим колебаниям, движениям внутри себя, ты учишься следовать за ней, постепенно ощущать ее еще, наверное, глубже. ты уходишь в более тонкий свой мир. В нем, действительно, есть теплый покой, тонкая радость, действительно можешь лечить себя одним только осознанием. Осознание- это уже Действие в тонком мире.
Думать при такой медитации просто некогда:) Следишь за дыханием, за потоком энергий, за пульсом везде, за болью, за цветом перед глазами, за миганием белой энергии, есть еще фиолетовая, зеленая, и пр. Цель одна - привыкание к себе такому, спокойное дыхание и дальнейщее погружение все глубже и глубже в эти ощущения.
Физически становится тяжеловато работать физически, быть в эмоциональных или просто шумных ситуациях, говорить о "погоде". Больше моментов, когда я чувствую, что тепло и покой из меня идут, при этом я знаю, что весь мир я еще не люблю:)
Или я все придумала:)
linda5 Если Вам нравится "полировать черепицу", то этому должно быть. Но тому чтобы стать тем -чем Вы уже являетесь - медитация способствует в той же степени как игра в карты или почесывание собственной поясницы... )
Alex Chen, стать тем, чем я уже являюсь - это лишь возможность стать, и это- путь. Во времени, в поступках, в осознаниях - это путь. Окончательной внезапности на нем нет. потому что после внезапного осознания, последую ошибки, затем опять внезапное осознание и тд.
Становиться все более и более собой, помогает осознавание себя. медитация- это один из способов осознавания. тебя настоящего становится все больше и больше в медитации. и это ощущение настоящности себя уже переносишь в реальную жизнь. примерно так.
linda5, Осознание себя посредством медитации - такой же двойственный процесс как и любой другой. Вообще не важно что Вы осознаете: " себя" посредством медитации или видите просто камень у дороги - Вы никогда не станете больше, чем уже есть. Что ВЫ можете приобрести, если ничего кроме Вас нет? Ощущение полноты или любое другое приятное для вас "мистическое" ощущение - очередные ментальные (психические) конструкции, которые делают Вас ближе к ТОМУ ЧТО ЕСТЬ с той же степени как ощущения чувства голода или желания пойти в кино.
стать тем, чем я уже являюсь - это лишь возможность стать, и это- путь.
Это прям фраза - коан :) Я думаю Вы имели ввиду - стать тем, чем я хочу, мечтаю, намереваюсь стать. И вот путь может быть к этому.
Но образ себя в будущем , кем нужно стать - это не то, чем Вы являетесь, это образ.
Не значит что такой образ ну нужно иметь! Почему бы нет? Есть к чему стремиться и чего достигать, если есть такое устремление.
Просто не стоит представляемый образ себя "путать" с собой. Почему не стоит? Потому, что это неведение и это породит страдания.
Медитация в таком не путании себя с образом - не помощник. Прямо она не поможет. Это Алекс тут и говорит. Хотя медитация - это хорошо!
Чудесно играть словами, которые мы читали у Великих:) но хоть заиграйся - толку нет. Я практик:) и я вижу, что ни вы ни я (чтобы мы не говорили) не настояшие всегда. Не простые всегда. Время от времени мы играем в себя, то в образ, то в необходимость быть таким. И вы играете и я.
Почему меня настоящую, ту что я уже есть (я это прекрасно понимаю, как и вы), в один миг отодвигает мой страх? А потому что меня две, как и вас:) Даже 3-4-5. Куча масок, на каждый случай жизни. :):) И у вас тоже самое. И силой воли или интеллекта их не убрать из моей жизни.
А в будущем:) я хочу быть настоящей всегда. И медитация дает покой, ощущение себя настоящей, при медитации я возвращаюсь сама к себе. И просто в жизни , на работе, например) я могу "подышать" и я чувствую, что я настоящая, простая, неказявистая и веселая. Это я настоящая и эти периоды становятся все больше и больше. Я все больше и больше живу своей собственной жизнью. Маски уходят:) меня настоящей все больше и больше. Кроме медитации и осознание помогает упрощать себя до себя:) И привыкать осознавать себя постоянно, тоже для этого нужна практика, время. Привыкнуть к себе настоящему тоже нужно время:)
И ни какой мистики:), одна практика - чуткое и пассивное осознание всего.
Я приобретаю саму себя. Убираю шум в мыслях и чувствах - на это нужно время, это сложный процесс, один инстинкт нужно заменить на другой. Инстинкт постоянно думать и чувствать заменить на инстинкт тишины и наблюдения. Ни в один миг это происходит. Сначала от отчаяния и безисходности заставляешь себя не шуметь внутри себя, потом чувствуешь чудесный вкус твоей тишины, потом вкус покоя, потом, радости и любви, а потом расширяешь всеми своими силами эти кусочки в час, два, в день.
Страдание уходит вместе с неведением:) Точнее его все меньше и меньше. Ситуации все меньше становятся страдательными, превращаются в ситуации которые просто нужно решить. Но не это мой ориентир сейчас. Я просто хочу быть самой собой всегда:) Бояться, страдать, любить, принимать решения смело, от моего собственно имени.
Вот примерно так.
Владимир К.
Если честно,мне вас искренне жаль.Вы проделали огромную работу написав толстую книгу о медитации и вы уже похоже не молодой человек.Насколько мне известно вы даже открыли школу для обучения медитации,но..........
Но вы так и не узнали ,что такое МЕДИТАЦИЯ.
У вас научный склад ума и вы жонглируя словами,с легкостью критикуете,то Д.Кришнамурти,то дзенских мастеров,хотя именно они владели тайной медитации.
Вы постоянно говорите о практике медитации,но медитацию нельзя практиковать,в ней можно только находиться.Медтитация,или дхьяна,или чань,или дзен,как хотите называйте,это есть природа ума,сознание без содержания,сущностью которой является безусильная осознанность.Я подчеркиваю БЕЗУСИЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ.Т е если вы находитесь в этом состоянии сознания,то вы пределно бдительны,внимательны и это происходит абсолютно без каких либо усилий.В этом состоянии сознания исчезает делатель(эго) ,остается обнаженная осознанность.
Да, техники,практики концентрации внимания,могут помочь открыть это таинственное состояние,состояние дзен,кому то.Но кому то,как в вашем случае ,они не помогли.
Надеюсь , что пока не помогли............
Удачи.
"До тех пор, пока существует эго, должно существовать и усилие... Никто не достигнет успеха без приложения усилий. Способность к контролю над разумом не является вашим свойством по рождению, требуются усилия для того, чтобы достичь его, и те немногие, которые достигли успеха, обязаны этим своей настойчивости."
Это уже слова Рамана Махарши. Пожалейте и его вместе со мной. По возможности тоже искренне.
Добавлено спустя 12 минут 1 секунду:
"В некоторых современных книгах по Йоге можно встретить следующую, на мой взгляд, весьма странную точку зрения относительно медитации. Заявляется, что человек не имеет права говорить, что он практикует медитацию, ибо нельзя вот так просто сесть и заняться медитацией. Далее, заявляется, что и вообще научить медитации - невозможно.
В своём фундаментальном трёхтомном труде «Древние тантрические техники Йоги и Крийи», том I, Свами Сатьянанда пишет:
«Цель медитативных практик состоит в том, чтобы вызвать спонтанное состояние медитации. Кто бы что ни говорил, медитации невозможно научить…
…единственное, чему кто бы то ни было может научить вас - это методу, который приведёт вас к опыту медитации. Запомните главное: медитации нельзя научить просто потому, что она не выразима словами».
На мой взгляд, весь этот пафос совершенно ни к чему, а разъяснения Сатьянанды не столько проясняют суть дела, сколько запутывают читателя. И без всяких разъяснений совершенно очевидно, что научить можно только методу медитативной практики. Практикуя этот метод, человек, рано или поздно, попадает в особое медитативное состояние сознания, однако запланировать или предсказать, когда именно это произойдёт - невозможно. Никакого способа «научить» его этому состоянию не существует, но можно научить методу медитации, можно научить пути, следуя которому человек приходит к преображению своего сознания. Бог мой! Но это же совершенно очевидные вещи, вовсе не требующие никакого особого разъяснения!"
Добавлено спустя 5 минут 32 секунды:
В современной литературе, посвящённой методам духовного развития и медитативным практикам, слово «медитация» в его общепринятом и уже весьма привычном значении одновременно означает как метод медитативной практики, так и состояние сознания, которое является результатом этой практики. Если мы игнорируем эти общепринятые смысловые реалии и начинаем становиться в позу и гордо заявлять, что медитации научить невозможно, а можно только обучить методу медитации, что вообще нельзя практиковать медитацию и т.д., то это всего лишь неадекватное цепляние за слова при полном игнорировании их контекстуального смысла. Все эти словесные ухищрения только замутняют общую картину и препятствуют подлинному пониманию. Лично мною введение подобных смысловых ограничений воспринимается как неуместное и непродуктивное. Как говорится, надо быть проще. В Дао-дэ цзине сказано: «Не нужно быть драгоценным, как яшма, а следует быть простым, как булыжник».
(Выдержка из книги "Путь без иллюзий", самоцитирование).
Леми Активный участникСообщения: 4533
Темы: 5
Откуда: из киевского поднебесья))) ПрофильЛС www Карма: +383/–21
Владимир К.,
Уважаемый Владимир Каргополов! Если это, конечно, вы, а не кто-то из ваших последователей. Прочитав ваши замечательные рассуждения о медитации, вдруг поймала такой забытый позыв к писательству. Тема уж очень моя, да и влияние вашего, очень структурированного, мышления, наверняка сказалось. Вот и накропался текст на тему «Возможно ли духовное развитие без медитации?». Который и представляю вашему (или невашему) вниманию.)) А так как текст большой, и вряд ли его будет кто-то читать кроме вас, и даже ещё более вряд ли, что вы его прочитаете - то спрячу-ка его от форумских глаз, столь не любящих, как правило, большие тексты. Я и сама не люблю. Читать. На форуме. А теперь уже - и писать. Но раз, всё-таки, написалась прорушка на старушку, то пусть тут и полежит.)) Отвечать не обязательно. Разве что в случае, когда не получится не ответить.
С уважением, несостоявшаяся эзо-писательница.
Заумности на тему «Возможно ли духовное развитие без медитации?» - с набросками из личного опыта.))
Возможно ли духовное развитие без медитации? Конечно, возможно. Особенно если понимать под духовным - ЛЮБОЕ развитие человека. Разве раскрытые своего творческого начала - не духовно? Расширение способности к любви и состраданию? Развитие интеллекта? Наработка волевого качества? Всё, что можно отнести К РАЗВИТИЮ - духовно. Возможно ли это развитие без медитации? Конечно!
Так что же невозможно без медитации? Духовная ТРАНСФОРМАЦИЯ сознания. При которой сознание человека перестаёт отождествлять себя не только с телом, но даже с психическим содержанием - на практике переживая собственную ПУСТОТНОСТЬ. Пустотность и ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Посредством практики медитации человек раскрывает в себе качество НЕОБУСЛОВЛЕННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ. Переживает себя как ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ. Сознание, наблюдающее за всем происходящим - не только снаружи, но и, главное (!), внутри самого себя. Любые движения мыслей. Любые эмоции. Любые, самые тонкие, состояния. То, что обычно слабо (или совсем) не осознаётся сознанием, зацикленном на внешнем – либо на каком-то содержании своего внутреннего мира. Обычно человек, сколь бы развитым (или развивающимся) он не был - слабо представлен САМ СЕБЕ. Т.е. развитие - есть, а его, САМООСОЗНАЮЩЕГО (самосвидетельствующего, самопонимающего) - может при этом и не быть.)) Его развитие идёт скорее в общем, ИНВОЛЮЦИОННОМ потоке, при котором Дух (посредством человека) - спускается в материю и производит там свою, духовную работу. Если же говорить о ЛИЧНОЙ ЭВОЛЮЦИИ – то здесь необходимо целенаправленное ВОСХОЖДЕНИЕ к Духу. Т.е. обнаружение/открытые того самого чистого зеркала сознания в себе. Или, другими, более возвышенными, словами - всевидящего Ока Духа. Именно ВИДЯЩЕГО, а не чего-то там якобы знающего (человеческим, обусловленным знанием), понимающего, иногда, от случая к случаю, регистрирующего. Видящего напрямую, без искажений и обусловленностей психического начала. Видящего, КАК ЕСТЬ. А не как надо было бы, как хотелось бы, как лучше, как правильно, как хорошо и т.д. СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩЕГО – а не думающего и называющего.
Вот для этого разворота и переворота сознания и нужна медитация. Нужна, конечно, тому, кому нужна. Кто готов ступить на путь личной эволюции. Кто созрел. Или даже упал.)) С дерева коллективной инволюции. И без медитации не может подняться. Как упала в своё время я. Будучи, кстати, весьма незрелым (с точки зрения развития личности) плодом.)) Личность ведь, она в контактах с другими развивается. А какие контакты у книжного ребёнка? Да ещё и из проблемной семьи? Ребёнок или во дворе бегает, научается быть и жить, «как все», или в семье развивается - либо же, будучи полностью предоставлен сам себе, за книжки засаживается – изучать жизнь через продукт «не-таких», творческих, сознаний. Но это совсем не та жизнь, которая наблюдается «на улице».)) Это сложный, интересный, хаотичный мир ВНУТРИ. А снаружи… только удивление, как у них, нормальных людей – всё просто и легко!)) Просто общаться, просто жить. А тебе, хоть и интересно (сколько книжек – столько разных миров!), но так непросто и жить, и общаться. Как инопланетянину. И ты их, нормальных землян, не понимаешь, и они от тебя, подсознательно, зелёненького, шарахаются.)) Нюхом чуя твою внутреннюю инаковость. Впрочем и ты сам ни-че-го-шеньки не понимаешь! Ни про них, простых, нормальных людей, ни про их законы и правила жизни – ни, тем более, про себя, не-такого и безправильного. Вот и висишь, обособленный, на ветке, не зрея особо (как личность) – пока не упадёшь в яму одинокости и неприспособленности к этому миру. И тогда у тебя есть два варианта: или сгнить в своей личностной неприкаянности, или развернуть внимание на 360 градусов, и, наконец-то, попытаться посмотреть, а чего же там, ВНУТРИ, всё-таки делается? Почему не созрел на поверхности, почему такой нестыкуемый, неправильный?..
Этим смотрением и становится МЕДИТАЦИЯ. Но совсем не та, правильная медитация полировки черепицы, а настоящая медитация САМОИССЛЕДОВАНИЯ-САМОСМОТРЕНИЯ. Для осуществления которой всё же нужно выполнить главные моменты полировки: закрыть глаза и расслабиться. А уж чем полировать – всей задней поверхностью лёжа, или одной точкой сидя – не суть важно.)) И из этого самоуглубления и вытекают: правильное расслабление, правильное дыхание, правильное СОСТОЯНИЕ. Правильное – в смысле медитативное. Самое интересное в моём случае, что медитировать я начала, НИЧЕГО не зная о самой медитации! Даже слова тогда такого не знала. А намёк на состояние поймала, когда, находясь в логичном неврозе упавшего, наконец, в жизненную яму недозрелого фрукта-личности, вдруг, сидя, почувствовала, как тело начало легонько раскачиваться. Ну и, главное, САМО состояние! Или, скорее даже намёк на него. За которым и отправилась целенаправленно на охоту вглубь себя. Иногда сидя, иногда лёжа, иногда – с релаксирующей музыкой, помогающей выработке умения остановки мыслемешалки. На охоте – все методы хороши. Да и черепицу так просто не отполируешь.)) Чтобы внятно рассмотреть себя изнутри. Изначально ПЕРЕЖИВ себя, как чистого Смотрящего. ПУСТОТА, БЕЗМЫСЛИЕ, ЯСНОСТЬ, СВОБОДА, БЕЗГРАНИЧНОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО – вот маркеры этого переживания.
Но это совсем не финал Пути. Это только его НАЧАЛО, его ОТПРАВНАЯ ТОЧКА. Без которой вряд ли можно говорить о самостоятельном и целенаправленном пути ЛИЧНОЙ эволюции. Хотя – духовное развитие и вполне возможно.))
Владимир К.
Дело в том, что Рамана благодаря своей настойчивости пришел домой, а вы даже не знаете как этот дом выглядит.И потом, с чего вы взяли, что я против усилий.Я как раз за усилия,причем тотальные усилия,потому что только они могут привести к безусильности.
Вот вы привели отрывок из своей книги, где вы опять критикуете человека,который в отличие от вас знаком с медитацией.Что вы этим хотите доказать.Поверьте,этим вы показываете то
лько свое невежество
Дхьна или медитация никак не может быть результатом медитационных практик,потому что это есть сама природа нашего ума,она всегда здесь,просто мы о ней забыли.И усилия помогают лишь вспомнить то,собственно чем мы все и являемся.
Жан пишет:
"...вы опять критикуете человека,который в отличие от вас знаком с медитацией.Что вы этим хотите доказать.Поверьте,этим вы показываете только свое невежество".
Правильные слова. Только это относится к вам, а не ко мне. Не похоже, что вы озабочены поиском истины. Скорее собственным самоутверждением. Вы и ваше мнение мне неинтересны. К моей референтной группе вы ну никак не относитесь и принимать вас всерьёз просто невозможно. Пыжимся, чего-то из себя воображаем... Печальное зрелище.
Добавлено спустя 6 минут 25 секунд:
Уважаемая Леми!
Непременно прочитаю Вашу статью и непременно отвечу в личку.
Владимир Каргополов.
Владимир К.
Ну что ж, было бы глупо предположить, что новоявленный ,,гуру,, слезет со своего пьедестала
и к чему то прислушается.
Как вы сказали-печальное зрелище.Да,зрелище действительно печальное,наблюдать за тем,чему вы и вам подобные ,,учителя,, обучаете своих учеников
Воистину- слепые ведут слепых.......
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)