Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Для тех, кто "не в курсе дела":
данная тема ("шаг2") является "продолжением" темы - "Предложение: проработать "Введение в систему Гурджиева"("шаг1"), находящейся на этом же форуме.
Правила, оговоренные в начале темы "шаг1", действуют (в основном) и в данной теме - "шаг2".
Прежде, чем приступать к Кришнамурти, - два слова о нем самом:
...в 1929г.отказался от всякого участия в организованной религиозной деятельности, поставив основной целью "воспитание свободы в поисках истины". ...Его мышление - принципиальная импровизация, сознательно избегающая стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представления о бытии, все системы, К. требует от своих слушателей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание истины, по К., прекращает деятельность ума, спасающегося от страха смерти за религиозными и философскими символами, и всякую вообще обусловленную "деятельность", уступая место причинно не обусловленному "действию", идущему из свободной глубины личности. ...
(Г.С.Померанц)
... Процесс, который Кришнамурти предлагает для самопознания, тождественен тренировке "полноты внимания" в буддизие. Но сам Кришнамурти, вероятнее всего, не согласился бы с таким сравнением из-за опасности, которую он усматривает в поиске какой-либо цели посредством техники.
(Д.Голмэн)
Ну а теперь слово самому Кришнамурти:
Предлагается "прочесть" его работу "СВОБОДА ОТ ИЗВЕСТНОГО", опираясь на опыт, "приобретенный" при проработке темы "Введение в систему Гурджиева".
"Беглый взгляд"на Кришнамурти(КМ)
1."Первый взгляд" на оглавление:
Гл1 ...Искаженный ум ...
Гл14 ...Спокойный ум ...
Гл16 ...Религиозный[?...] ум ...
2."Второй взгляд" на оглавление:
Гл1 ...Преобразование себя...
Гл2 Изучение себя ... Обусловленность.
Гл3 Сознание ... Осознание.
Гл5 ...Фрагментация мышления ...
Гл8 ...Принимать себя такими, как мы есть.
Гл12 Наблюдающий и наблюдаемое.
(... что-то есть от "Гурджиева - Успенского" ... ?)
3.Цитаты из некоторых мест ("Свободы..."):
гл6 - (первое упоминание о медитации)
гл7- увидеть что-либо целостно я могу только в том случае, если мысль не вмешивается
гл11- когда вы смотрите на что-то с полным вниманием, нет места для идей, формулировки и воспоминаний
гл11- в этом состоянии, когда наблюдающий не переводит то, что видит, в мысль
гл11- именно внимание, с которым вы относитесь к проблеме, является энергией, разрешающей эту проблему
гл13- до тех пор,пока нет мысли, исходящей от памяти, опыта или знаний, которые все являются прошлым, не существует вообще того, кто мыслит
гл15- (вообще по-поводу того "что есть медитация")
4.Теперь вопрос - как прийти к тому "тотальному вниманию", о котором говорит КМ. (И кстати,чтобы понять как сам он к этому пришел м.б. следует почитать его биографию...).
Но КМ нельзя "практиковать". КМ есть "вдохновение в практику", но не сама "практика". И вот тут - шаг "за КМ" .
Тут мы выходим от "медитации вообще" - ... например к ... дзэн-медитации ...
далее часть обоснований опускается...
однако предполагается, что читающие, "интересующиеся" - что-то уже "практикуют" (более того - уже практиковали к моменту знакомства с "шагом1") и "телом" и "умом"...
так вот не отменяя и не заменяя того что практикуется, предлагаетя "попробовать"(тем, кто с этим не знаком) нижеприводимое
("пробовать" надо месяц... м.б. год ...)
Косе Утияма:
Пробудиться к жизни.
Теперь я хочу в следующем разделе, углубившись, насколько это возможно, в частности, описать наши внутренние переживания во время сиденья в дзадзэн.
Схема, объясняющая внутреннее состояние при дзадзэн.
Линия ДД 1 изображает правильную позу дзадзэн. Она обозначает нашу жизненную реальность, в которой мы должны оставаться. Однако даже сидящий в дзадзэн человек - это камень; и вот иногда случается, что он склонен оставить эту линию: или ему в голову приходят мысли, или он становится сонным.
Вот пример: кто-то оставляет линию ДД1- у него возникает мысль (а). Если он примет её за исходный пункт и свяжет с другой мыслью (а), тогда он как раз будет думать. Ясно, что если упомянутому лицу приходит на ум работа, и он обдумывает, как ему можно было бы разделить на части свою работу и выполнить её, он занят ничем иным как размышлением; он думает.
Но вот внезапно он освобождается от своих мыслей и снова «пробуждается» к дзадзэн телом и кровью. Он возвращается к жизненной реальности (см. стрелку).
Некоторое время спустя наш человек охвачен сонливостью (см. б). Если он продолжает вести себя так и дальше (см. б1 и б2), он уже дремлет. В этом нет ничего удивительного. Если во время дзадзэн вас охватывает сонливость, а к этому состоянию присоединяются мысли, тогда вы уже спите. Появляется поток мыслей… вы спите.
Следовать за мыслями или спать - с точки зрения дзадзэн, я не вижу в этом никакой разницы. Если во время бодрствования мы следуем за появляющейся мыслью, мы думаем. Если мы сонливы, если при этом мы следуем за своими мыслями, из этого проистекают сновидения.
Может случиться и так, что вы вздремнёте во время сиденья и подумаете во сне: «Мне хочется спать, но я выдержу и буду продолжать дзадзэн».
(Я говорю из собственного опыта. Я ничего не понимаю в гипнозе, но могу себе представить, что гипноз пользуется этим приёмом полусна в своих целях).
Если во время дзадзэн вас охватит сонливость, вы должны пробудиться; при этом вы всем телом и душой сосредоточиваете свою энергию на дзадзэн и прежде всего избегаете следования за мыслями. Это «пробуждение» также обозначено на рисунке стрелкой.
Может случиться и так, что вы совсем забудете о пробуждении. Может быть, вы пойдёте вслед за своими мыслями (см. (б1), (б2) и (б3) ) - и всё дальше будете отходить от жизненной реальности. Иными словами, вы удалитесь от того факта, что сидите в дзадзэн. Не осознавая этого, вы приходите к ассоциации мыслей, к диалогу с какой-то привлекательной личностью (б3), например, с какой-то своей приятельницей, которая, однако, целиком создана вашей фантазией. Даже здесь имеется возможность быстрой развязки: если кто-то «пробуждается» при дзадзэн, т. е. снова всем телом и душой углубляется в себя и отбрасывает мысли, тогда немедленно исчезает даже самая привлекательная личность (б3), и мечтатель способен вернуться к реальности дзадзэн (ДД1). Это - весьма значительное замечание - ведь оно со всей ясностью показывает, что образ (б3) не обладает конкретным телом, что он проявляется всего лишь как бессодержательный приход и уход. Так оно и должно быть: в случае, если у вас во время вашего дзадзэн появляется подобное переживание, будь то на уровне (б1), (б2) или (б3), вы должны как можно скорее пробудиться и вернуться к ДД1, к дзадзэн.
(Здесь говорится о мысленных построениях, о фантазии, которая сама по себе бессодержательна. Однако мы замечаем, что для буддизма также и физические тела представляют собой всего лишь пустые и относительные явления. Для буддизма основой мировоззрения является отказ от понятия субстанции. Современная физика в своём почти догматическом утверждении о том, что «материя не существует», подходит близко к этому пониманию. В дальнейшем такой взгляд проявляется в философии структурализма и в структуронтологии (см. работу Хайнриха Ромбаха «Структуронтология», Фрайбург, 1971) где означает отказ от классического мировоззрения. В области западной религии из этого сделаны важные выводы, которые впоследствии постепенно начинают проявляться).
Как мы видели выше, линия ДД1 означает реальность нашей жизни. Выразим это точнее: ДД1 показывает нашу позу, необходимую при дзадзэн. Однако реальность нашей жизни - нечто гораздо большее, чем это. Мы - не безжизненные камни. ДД1 - путеводная нить, которой мы должны придерживаться, но которой никогда вполне не достигаем. Мы легко отклоняемся от неё различными способами. Но подлинная реальность жизни, лежащая за ней, - это наше постоянное стремление «пробудиться» и добиться ДД1.
Благодаря своему дзадзэн мы ощущаем, как все мысли в нашей голове оказываются не более, чем простыми уходами и приходами, не обладающими конкретной субстанцией, всякий раз обречёнными на исчезновение.
Отбросить мысли.
Я уже говорил: если во время дзадзэн вы думаете, тогда более нет дзадзэн. Но разве это означает, что во время дзадзэн нас не одолевают никакие мысли? Можно ли говорить о хорошем дзадзэн только тогда, когда в нас перестали вливаться мысли?
Мы должны различать между мышлением, которое гонится за мыслями, и мыслями, которые приходят случайно. Если во время дзадзэн у вас случайно и внезапно появится какая-то мысль, и вы следуете за ней, тогда вы уже думаете и более не пребываете в дзадзэн. Но это не значит, что вы находитесь в дзадзэн только тогда, когда прекратились все мысли.
Точнее, поставьте около человека, занятого дзадзэн, большой камень. В этом безжизненном камне никогда не возникнет ни одной мысли. Но ведь мы - живые существа. Хотя вы сидите неподвижно, подобно камню, это не значит, что в вас не проникают мысли. Такое положение было бы неестественным, поскольку вы в действительности живёте, и внутри вас всегда будет пульсировать реальность жизни. Было бы неверно утверждать, что как только кто-то сядет в дзадзэн, его мышление прекращается. Мысли приходят; это всего лишь естественно. Разумеется, если кто-то предаётся мыслям, тогда он именно думает и перестаёт практиковать дзадзэн.
Так как же нам вести себя при сидении?
Скажем коротко: наша умственная установка должна быть такой, чтобы мы, сидя в дзадзэн, старались «мясом и костями» удержать правильную позу дзадзэн, прилагая все силы. Правильным выражением для нашего отношения было бы, пожалуй, следующее:
Дайте мыслям отпасть!
Что это значит?
Если мы думаем, мы думаем о чём-то. Это означает, что мысли пристают к некоторому предмету.
Во время дзадзэн мы широко раскрываем свою внутреннюю сферу, которая состоит в том, чтобы за что-то ухватываться. А в дзадзэн наши руки - в духовном понимании! - ничего более не удерживают. Это и есть то, что мы называем:
Дайте мыслям отпасть!
Точнее говоря, внутри нас возникает мысль. Если, однако, она не удерживается в уме, она не имеет возможности овеществления. Например, если даже и возникнет какая-то мысль А (скажем, «цветок»), она остаётся лишённой значения, пока за ней не последует мысль Б (»красив»). Если в наш ум приходит мысль А, и мы не ведём её дальше, она остаётся единственной и не содержит никакого значения. Она не имеет смысла и исчезнет, тогда как наше свободное от мыслей сознание продолжает существовать.
Поскольку благодаря позе дзадзэн кровь отливает от головы и наше состояние душевного возбуждения уменьшается, при дзадзэн мысленные ассоциации сразу же оказываются невозможными. Пока вы полностью сосредоточены на этой позе, вполне естественно следует «свободное отпадение мысли».
Всё же человеческая жизнь - не машина. Даже в позе дзадзэн вы физически в состоянии думать, пока вы этого желаете, пока это вам по душе.
Поймите меня правильно: самое важное при сидении в дзадзэн - это всем сердцем, «мясом и костями», настроиться на позу. Проявляйте заботу исключительно о позе; дайте мыслям возможность отпасть!
Если вы будете руководствоваться этими принципами, как ваше тело, так и ваш разум, - оба окажутся в духе дзэн.
Во время сиденья нам никогда нельзя думать о том, что мы практикуем дзадзэн. Сиденье должно быть ничем иным, как выполнением приобретённой практики.
Мастер дзэн Догэн, ссылаясь на слова Якусана, называл это «мышлением безмыслия».
Это значит, что когда вы практикуете дзадзэн «мясом и костями», вы достигаете отпадения мыслей («думаете о безмыслии»).
Классик дзэн Эйсан пользовался словами «какусоку»; этим он хотел сказать, что мы пробуждаемся и живём в реальности.
Слова «какусоку» отлично характеризуют душевное состояние лица, практикующего дзадзэн. Они означают: «пробудиться и действительно быть». Пожалуй, мне можно было бы выразить это таким образом: реальное пробуждается к своей реальности.
Совершенно очевидно, что такое «пробуждение» - не то, что на обычном языке называют «мышлением» или «восприятием». При мышлении и восприятии речь идёт о противопоставлений познающего и познаваемого; а при «пробуждении» ничто не противопоставляется друг другу. Это важно.
Как уже было объяснено выше, мы всегда и везде живём внутри своей жизненной реальности.
Мы легко упускаем из виду эту нашу реальность жизни, и тогда она кажется потускневшей и окутанной туманом.
Но как же это происходит?
По двум причинам: вследствие того, что мы утомляемся и становимся сонными; или же вследствие того, что наше мышление чересчур конкретно.
Если мы ведём автомобиль и при этом дремлем или думаем о чём-то совершенно другом, скоро обнаруживаются опасные последствия.
«Пробудиться» означает здесь: оставить сон и конкретное мышление, чтобы сформировать реальность дзадзэн и практиковать её телом и всей жизнью.
(P.S. обозначения на рисунке несколько не совпадают с текстом, но разобраться что к чему можно...)
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)