Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Земляничная поляна / Smultronstallet (реж. И. Бергман, 1957)
О фильме:
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое. Бергман демонстрирует высочайшее искусство использования ретроспекции, что в сочетании с блестящим актерским мастерством Сьострома дало жизнь этому бессмертному шедевру кино. Картина высочайшей эмоциональной силы дает зрителю возможность задуматься о том, как, возможно, он будет оглядываться на свою жизнь тогда, когда уже ничего не исправить и не пережить снова.
Да, тем-мелодий несколько...
Но вот такую он вряд ли мог предугадать:
люди после просмотра в восхищении, но совсем не тем, о чем пишут критики. Я для прикола процитировал одну из аннотаций о "трагедии старого человека":
-- Какая трагедия? Всё от первого до последнего кадра -- СКАЗКА! О такой жизни только мечтать!
Природа замечательная, дома аккуратные, пейзажи сказочные, дети белокурые, ругань беззлобная, жизнь долгая...
Нейтральная лютеранская социал-демократическая Швеция: стабильность, цивилизованность, красота.
И смех, и слезы!
А ведь действительно -- сказка, мечта. Впечатление на протяжении всего фильма -- СПЛОШНАЯ ЖИВОПИСЬ РЕНУАРА!
С одной стороны, почти безусловный шедевр КИНО, сделанный безупречным мастером. С другой стороны, просто наслаждение, но совсем не "постановкой проблем", а этой самой стабильностью, цивильностью, пейзажностью...
Вообще, несколько своеобразное преломление многих произведений в восприятии советских людей -- отдельная забавная тема. Вы с ней встречались, наверное?..
Последний раз редактировалось: slava-b (03 08 2009, 19:15), всего редактировалось 1 раз
чейто мне в последнее время лениво сидеть у компа и хреначить стопицот частей чтоп фильм закачать...
не был ли бы ктонить так добр закачать куданить типа ябадабы этот фильм одним файлом?
Отчего бывают холодные люди? Малолюбящие...
И что теперь с этим делать - такому человеку?
Не думаю, что эта тема — основная. (По-моему, Вы излишне морализируете.)
К тому же, реплики невестки — слишком слабое свидетельство «безлюбия» доктора медицины. Она хоть и красавица-блондинка, но, с высокой долей вероятности, — неработающая сучка, со всеми вытекающими из этого проблемами…
Цитата:
Что ж, останемся при фактах: этот человек написал за свою жизнь много прекрасных стихов; а что касается его отношения к ближним — он их всю жизнь лечил.
(из предисловия к стихам Готфрида Бенна)
Останемся при фактах: что касается отношения профессора к ближним -- ОН ИХ ВСЮ ЖИЗНЬ ЛЕЧИЛ (и лечил неплохо: он едет на вручение высокой награды).
Врачи постоянно сталкиваются с изнанкой человека, беззащитного пред болезнью, с его тленностью и бренностью, и имеют весьма пессимистичный и отстраненный взгляд на человеческую природу. (В случае же профессора взгляд еще и академический, научный, препараторский, если хотите.) Холодность и отстраненность профессора еще не означает безлюбия.
Взять хоть писателей, которые в той или иной степени были врачами: Флобер, Чехов, Моэм, Булгаков… Их творчество безжалостно, но кто скажет, что бесчеловечно?..
Готфрид Бенн является крайним вариантом. Ранний Бенн — "поэт морга", чье демонстративное кощунство вызывает стойкий шок:
Цитата:
ИЗ ЦИКЛА "ВРАЧ"
Венец творенья, тварь, человек! —
Якшайтесь лучше с другими зверьми!
В семнадцать лет — лобковые вши,
Компания уголовных рыл,
Болезни кишок, алименты,
Бабы и инфузории,
А в сорок — недержанье мочи…
…
Из стылого кишечника земля,
Исторгла этот ком кровавой слизи,
Вот он и ковыляет,
Самодовольный,
По нисходящей
В тень и мрак.
Зрелый Бенн понимается до классической гармонии и отрешенно-стоической печали:
Цитата:
КАК СПЕШАТ…
Как спешат волной стигийской годы,
как смертельны эти небеса,
и из царства, где сольются воды,
к сердцу протянулась полоса.
…
В каждом знаке — бренности печать.
Поцелуй иль взгляд один желанный
нас погонит в ночь, в чужие страны,
под чужие звезды — чтоб догнать! —
…
"ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА" — это, прежде всего, ЭЛЕГИЯ.
Цитата:
В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций
(Энциклопедический словарь)
«В каждом знаке — бренности печать». Что означают эти яркие и печальные видения прошлого в таком возрасте — догадается каждый, это простой и мощный сюжет, который повторяет сама жизнь.
(Видения и сновидения в фильме совершенно органичны, и, что импонирует, без всякой чрезмерной психоаналитической подкладки. Настоящее, почти классическое искусство: безупречные штрихи, которые кладет мастер.)
«Как спешат волной стигийской годы». Посещение матери — сцена сколь простая, столь и запредельная. Годы, дети, письма… — ВСЁ ПРОШЛО. Не потому, что жизнь жестока, а потому, что жизнь такова. (Даже до озабоченной белокурой красавицы доходит.) Неумолимая и необратимая бесстрастность времени (как фраза из Талмуда: «Вы говорите -- время идет... Безумцы, это вы проходите!»).
Необратимость -- не трагедия профессора, необратимость -- трагичность самой жизни. Настоящее дарит профессору встречи, но наполовину он живет уже в прошлом. А наполовину?.. По-моему, рефрен прощания уже звучит...
Цитата:
УЖЕ НЕТ
В книжных лавках нет книг,
в книгах нет больше слов,
а в словах смысла нет,
шелуха лепестков.
…
На губах — только дым,
а в глазах — расстоянья,
барабан бьет в ушах,
но Сахара — в сознанье.
Не уйти от пустыни,
от громов ни за что,
опадают все книги,
а под ними — Ничто.
(Хорхе Каррера Андраде)
Последний раз редактировалось: slava-b (13 04 2010, 20:29), всего редактировалось 4 раз(а)
slava-b, мне трудно с Вами на эту тему... я всё же раз 6 смотрел фильм, а Вы, наверное, один...
Имел ввиду не профессора, а его сына.
Мысли у Бергмана длинные. Он выстраивает цепочку причинно-следственную
Со второго раза разберётесь.
Фильм имеет психотерапевтическую ценность. Нужно найти свою Марианну...
Чтобы она помогла прервать цепочку зла/холода (мать - профессор - сын...).
Я неоднократно рекомендовал этот фильм разным больным.
В "Земляничной поляне" впервые (Бунюэль всё же не в счёт) показан ПОТОК СОЗНАНИЯ.
На Бергмана влиял Дрейер. А "Земляничная поляна" повлияла на Андрея Тарковского.
Цепочка "мать -- профессор -- сын" видна невооруженным глазом. Я не хотел упоминать он ней (но Вы "сами напросились". )
Дело в том, что здесь затронута и проблема протестантской культуры, в данном случае, Скандинавии. В культуре этой постоянно присутствуют мотивы вины и греха, суровая самодисциплина и развитое чувство долга. А наиболее суровая самодисциплина присуща трем столпам буржуазного общества -- инженерам, врачам, адвокатам (высший средний класс). А у священников, кроме суровой самодисциплины, еще и постоянное вопрошание о грехе.
(Когда протестантское воспитание встречается с нарастающей секуляризацией общества (2 пол. XIX в.), получаем разломы в культуре и гнетущую обстановку в семье. Что и отразили, среди прочего, Ибсен и Стриндберг -- скандинавы, которые гарантированно не получили бы Нобелевскую по литературе "за идеалистические произведения", ибо занимались "эстетизацией зла".)
Бергман -- сын священника. О чувстве долга и вины, присущем этой среде, смотрите в его замечательном романе о родителях "Благие намерения". А о противоречиях, которые раздирали его самого, Бергман достаточно много и откровенно написал в просто волшебной автобиографии "Волшебный фонарь". (Там же Бергман подробно описывает и свою работу над постановками Стриндберга.)
Но это -- ЗАПРЕТНЫЙ ХОД: включать в рассмотрение произведения искусства личность и семейную обстановку самого автора. Большинство авторов категорически против этого. (Хотя множество критиков постоянно прибегают к подробным разборам обстоятельств личной жизни, психоаналитической подоплеки и много чего еще...) Я, в основном, согласен с этим запретом, поэтому и не хотел упоминать все эти моменты.
мало того, что есть его общий язык, которым нужно овладеть, так ещё и у кажого из великих режиссёров есть СВОЙ язык!..
-- Вы забыли упомянуть третью важную составляющую.
(Ее выделил Д. Лукач в "Своеобразии эстетического".) Это -- ВНУТРЕННИЙ СОБСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА. Уникальный, самоценный и самодостаточный мир, который предполагает наличие особого побудительного языка. Особенный мир, который имеет свое пространство и свое время.
И извините, Добрый, уж кто-кто, а Бунюэль -- в счет, в том числе его работа в связке с Дали еще в 1930-е.
Поток сознания не обязательно должен быть сюрреальным. Все же, для "потока сознания" видения в фильме очень уж выверенные и выстроенные (а делает Бергман это филигранно: как-никак выдающийся театральный режиссер). Но пусть будет по-Вашему: поток сознания, так поток сознания.
Вы с "Фанни и Александром" не спутали "Земляничную поляну"?..
Да, проза Бергмана замечательна, люблю её перечитывать
Насчёт Лукача. Конечно, произведение искусство создаёт своё пространство. Кстати, уже по этому критерию можно внешне попытаться понять - искусство ли перед нами.
Но настоящий Художник и правда чаще всего всю жизнь пишет одну картину - снимает один фильм!
Насчёт Бунюэля спорить не стану
Когда-то, году в 92, была у меня мечта открыть видеопрокат. Даже название успел придумать: "Земляничная поляна"
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)