Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.

 

| Еще
Автор Сообщение
Владимир К.
Автор
Сообщения: 211
Темы: 26

Профиль ЛС

Карма: +25/–5
Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.

Материал взят из сайта Владимира Каргополова.

"Прежде всего, хочу заметить, что к медитации Випассана я отношусь с большим уважением. Любые модификации Випассаны, безусловно дают развивающий эффект. В то же время, по моему глубокому убеждению, любые усложнения, любое программирование (введение каких-либо алгоритмов), накладывание любых ограничений на процесс осознания снижают эффективность этой наивысшей духовной практики. Самосозерцание в чистом и незамутнённом никакими усовершенствованиями виде вполне самодостаточно и в высшей степени эффективно. Это тот самый случай, когда любые дополнения и усовершенствования идут только во вред.
В таком, наивысшем и непревзойдённом методе самосозерцания (оно же - Нирбиджа Самадхи) нет и быть не должно никаких алгоритмов прохождения внимания по телу в определённых последовательностях, а есть простое созерцание всего , что есть, иначе говоря, всего, что наличествует в сфере актуального сознания и что самоестественно привлекает наше непроизвольное внимание.
Вот вы говорите, что "никакого сосредоточения на макушке или других местах, как части практики нет. Однако, от того, что слово "сосредоточение" заменяется на слово "наблюдение" суть медитации не меняется. "Наблюдение" зоны под носом это и есть сосредоточение на зоне под носом. Объект сосредоточения наличествует. Наставники Випассаны по Гоенке просто не понимают различия между двумя, совершенно несхожими методами - сосредоточением и осознанием, Сабиджа Самадхи и Нирбиджа Самадхи.
Вот несколько цитат из отчётов о практике Випассаны по Гоенке:

" День третий - переходим к наблюдению за ощущениями на коже в районе нос+"область над верхней губой". Пока внимание держится - все хорошо, но дикий ум выбивает из наблюдения. Секунд 20-30 наблюдаю, пару минут витаю в мыслях. Снова возвращаюсь, снова уплываю и т.д. Просят концентрироваться на меньшем участке под носом. Говорят "надо заострить свой ум". Что ж - заостряем . "
Разве это не медитация сосредоточение?

Другая цитата:

"Випассана как техника была тоже очень проста. Следовало, сидя неподвижно с прямой спиной, начать осознавать собственную макушку. Хотя, судя по топологическому описанию макушки как конкретного места на голове, где находился в детстве «родничок», мне кажется, речь все-таки правильнее вести не о «макушке», а о темени. Впрочем, я всегда путал макушку и темя. Сейчас мне кажется, что темя – это где родничок, а макушка – это там, где волосы закручиваются, т.е. ближе к затылку. Недаром бытовала примета, что тот родился счастливым, у кого две макушки. Ну, короче говоря, начинать осознавание следовало с Сахасрары (для тех, кто не знает – это название седьмой чакры, которая находится на темени. Или на макушке).

А дальше требовалось осознавать последовательно всю волосистую часть головы, проходя ее лучом внимания площадью приблизительно 3х3 см. Затем вниманием поочередно ощупывались – лицо – шея – правое плечо - левое плечо – правая рука – левая рука – грудь – живот – спина – ягодицы – правая нога – левая нога. Если какой-то участок тела не осознается, точнее, если на нем не удается осознать ощущения, то следовало задержать на нем внимание, но не больше чем на пару минут. Затем, независимо от того, появились ощущения или нет, точнее, появилось ли осознавание ощущений, ощущения всегда есть, если этот участок тела живой, следовало двигаться дальше согласно схеме. Предполагалось, что за час медитации удастся пройти все тело три или четыре раза. У меня так быстро не получалось, я старался очень скрупулезно обшарить всю поверхность тела, залезая себе в подмышки, ушные раковины и прочие интимные места. Поэтому у меня выходило за час полтора-два раза. "

Как видим, всё это сильно отличается от того метода медитации самонаблюдения, который даётся в моей школе и который подробно изложен во 2-м томе ПБИ."
(продолжение следует).

Добавлено спустя 4 минуты 45 секунд:
Продолжение.
"Нет никакой необходимости ставить перед собою цель "научиться наблюдать тонкие ощущения тела".На самом деле нужно наблюдать то, что наличествует в сфере сознания, не озабочиваясь тем, грубые это ощущения или тонкие. Это просто не имеет никакого значения, это совсем неважно. Надо просто наблюдать всё, что представлено в нашем сознании. В каждый момент времени наше непроизвольное внимание самоестественно приходит на определённые зоны тела или на определённые эмоциональные состояния, или на определённые мыслеформы, или на звуки окружающего мира.
Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Только в этом случае очищение и развитие сознания происходят с наибольшей эффективностью. Созерцать нужно именно то, что находится в сфере сознания, а не назначать себе те или иные зоны и объекты для созерцания. Здесь мы не руководствуемся никакими планами или схемами, но следуем естественности. Не мы выбираем , что именно созерцать, выбирает наше непроизвольное внимание, а мы всего лишь за ним следуем. Как говорится, почувствуйте разницу.Это подобно снятию одного листа за другим с капустного кочана. Мы не лезем искусственным образом вглубь этого кочана, мы снимаем самый наружный лист, затем следующий, затем ещё следующий и так до тех пор, пока не дойдём до самой сердцевины, сияющей пустоты внутреннего безмолвия." "
Продолжение следует.

Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:
Продолжение.
"Что касается метода Анапанасати (слежения за дыханием), изложенного в широко известной Анапанасутре, то здесь я остаюсь при своём мнении. Да, это классический метод медитативной практики, в разных вариациях использующийся как в буддизме Тхеравады, так и в Чань-буддизме.
Да, конечно, как и любой другой метод медитации он даёт свои результаты и я далёк от того, чтобы считать его бесполезным. Однако насколько целесообразно практиковать слежение за дыханием, если имеются на порядок более сильные и эффективные методы?
Дыхательная практика полного диафрагмального дыхания в любом из вариантов , будь то естественное дыхание (для обратного круга) или даосское парадоксальное дыхание (для даосского круга) имеют огромные преимущества по сравнению с простым созерцанием дыхания. Это мощные энергетические практики, позволяющие открыть микрокосмическую орбиту и, в то же время, они являются медитацией самоосознания, выполняемой во время дыхания.
В буддизме метод Анапанасати считается необходимой подготовительной ступенью, после освоения которой можно переходить непосредственно к Випассане. Таково общее, освящённое древней традицией мнение буддийских наставников. Однако, при всём своём уважении к буддийской традиции, я это мнение не разделяю и считаю, что практику медитации-самонаблюдения можно и нужно начинать сразу, без какой-либо специальной подготовки. На мой взгляд, она совершенно излишня. Более подробно об этом можно прочесть во 2-м томе ПБИ, в начале главы 11 "Дыхание как энергомедитативная практика". В дополнение к тому, что сказано по этому поводу в моей книге, добавлю, так сказать эмпирический аргумент. Таким, достаточно сильным, на мой взгляд, аргументом является мой многолетний опыт обучения медитации-самонаблюдения. За всё это время не было никакой необходимости использовать как предварительный этап, практику Анапанасати. Никаких существенных проблем в прямом , без какой-либо предварительной подготовки, обучении самонаблюдению, у меня за всё это время (более25 лет) не было."

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
http://www.kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=7&id=3408
 
13 09 2011, 14:53 URL сообщения
Сапиенс
Активный участник
Сообщения: 3832
Темы: 0
Откуда: из Ниоткуда
Профиль ЛС

Карма: +155/–12

Цитата:
"Что касается метода Анапанасати (слежения за дыханием), изложенного в широко известной Анапанасутре, то здесь я остаюсь при своём мнении. Да, это классический метод медитативной практики, в разных вариациях использующийся как в буддизме Тхеравады, так и в Чань-буддизме.

Да, конечно, как и любой другой метод медитации он даёт свои результаты и я далёк от того, чтобы считать его бесполезным. Однако насколько целесообразно практиковать слежение за дыханием, если имеются на порядок более сильные и эффективные методы?

Дыхательная практика полного диафрагмального дыхания в любом из вариантов , будь то естественное дыхание (для обратного круга) или даосское парадоксальное дыхание (для даосского круга) имеют огромные преимущества по сравнению с простым созерцанием дыхания. Это мощные энергетические практики, позволяющие открыть микрокосмическую орбиту и, в то же время, они являются медитацией самоосознания, выполняемой во время дыхания.


Ерунда. Полная чушь. То, что Вы пишите, - это элементарная МЕНТАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ на ЧЁМ-ТО: йогов.., или даосов.., или адвайтистов.., или тантриков.... Какая разница? Здесь нет никакой МЕДИТАЦИИ. Всё это - ментальные техники, посредством которых, случается медитация. Другое дело: что сильнее, а что слабее... "То, что для "русского" хорошо, для "немца" - смерть." Никогда не забывайте об этом, - великие писсатетели, когда, что-либо "рекомендуете", своим читателям.
 
13 09 2011, 20:30 URL сообщения
Владимир К.
Автор
Сообщения: 211
Темы: 26

Профиль ЛС

Карма: +25/–5

Сапиенс? Разве попугаи бывают разумными? Прекрасно
 
14 09 2011, 09:18 URL сообщения
ВуйKо
Постоянный участник
Сообщения: 467
Темы: 2

Профиль ЛС

Карма: +26
Бан

Владимир К., спасибо большое за тему и ссылку. Сам ретрит для меня был впервые , техника Випассана очень понравилась . А из критики - раздражал только постоянный пиар Гоенки. Ну может быть так проще собирать средства , необходимые для организации и проведения Випассаны. Ограничения накладываются только в рамках данной практики и не все могут с ними справиться.
 
14 09 2011, 09:34 URL сообщения
Владимир К.
Автор
Сообщения: 211
Темы: 26

Профиль ЛС

Карма: +25/–5

ВуйKо,

Я тоже с большим уважением отношусь к медитации Випассана. Моя критика относится не к ней, а к ошибкам и искажениям, возникающим при попытках её "усовершенствовать". Сатипаттхану же я почитаю как высшую форму духовной практики.
Всего Вам доброго. ВК.
 
14 09 2011, 10:11 URL сообщения
bystander
Активный участник
Сообщения: 5656
Темы: 3

Профиль ЛС

Карма: +277/–5

Владимир К.,
Цитата:
Сапиенс? Разве попугаи бывают разумными? Прекрасно

Думаю, что "разумность попугая" к Сапиенсу, не относится...
Алгоритм мышления каждого человека индивидуален... с этой позиции "То, что для "русского" хорошо, для "немца" - смерть." - актуально...
Вам подходят эти практики - в силу Вашего алгоритма мышления...
"Всё, что нас не убивает - делает сильнее"(с) - тупик для большинства... во всяком случае, пока...
Придерживаюсь формулы:"Не всё можно "трогать", до чего можешь дотянуться"...
Это не упрёк в Ваш адрес - такова, на данный момент", "фаза" трансформации сознания... )
 
14 09 2011, 10:52 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100