Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Духовное развитие и практика медитации.

На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След. 

| Еще
Автор Сообщение
Владимир К.
Автор
Сообщения: 211
Темы: 26

Профиль ЛС

Карма: +25/–5
Духовное развитие и практика медитации.

Духовное развитие и практика медитации Ещё раз о фундаментальных ошибках Джидду Кришнамурти.
(Из книги Владимира Каргополова "Путь без иллюзий".)

" Самая большая ошибка Кришнамурти - отрицание метода медитации и необходимости систематического усилия. Это категорическое отрицание многократно и настойчиво повторяется во всех его книгах. Вот несколько типичных высказываний:
«Может ли ум, практикующий какую-либо систему, найти то, что лежит за пределами ума? Способен ли ум, который удерживается в рамках собственной дисциплины, вести поиск?»

Когда его спрашивают:
«Хорошо, но как же реализовать то, к чему вы призываете, как достичь состояния умственного безмолвия и внутренней свободы?»
Кришнамурти отвечает:
«Никакого «как» и никакого метода не существует. …Почему вы так упорно мыслите в аспекте методов и приёмов? Может ли метод и технический приём освободить человека; не лепит ли он человека в соответствии с желаемой целью? … Фактор, который принесёт истинную помощь человеку, может существовать лишь за пределами техники и методов.»
«А что же это такое» – спрашивает искатель.
«Возможно, это любовь,» - отвечает Джидду Кришнамурти.

Такой ответ просто поражает своей незрелостью и беспомощностью. На мой взгляд, от знаменитого духовного Маэстро следовало бы ожидать чего-то более конструктивного.
Любовь, любовь... Это слово, обычно произносимое с придыханием, многие используют в качестве окончательного аргумента. Однако это всего лишь красивое слово. Так и вспоминается восточная пословица: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет».
Я бы задал Кришнамурти еще один вопрос: «Хорошо, пусть будет любовь. Ну, а как, тогда, придти к этому возвышенному духовному состоянию? Как возлюбить?»
Сильно сомневаюсь, что Джидду Кришнамурти сумел бы вразумительно ответить на этот напрашивающийся вопрос.

Не понимая тонкой диалектики взаимопорождения свободы и необходимости, Кришнамурти отвергает духовную самодисциплину, отказываясь принять тот факт, что йога сознания есть не что иное, как систематическое усилие. Вот что он говорит по этому поводу:
«Вы используете дисциплину, контроль в качестве средства для достижения тишины ума, не так ли? Дисциплина предполагает сообразование с образцом; вы устанавливаете внутренний контроль для того, чтобы быть тем или иным. Не является ли дисциплина, в сущности, насилием?…Дисциплина - это подавление, преодоление того, что есть. Дисциплина - это насилие; итак, с помощью ложных средств мы надеемся достичь истинной цели».

Совершенно непонятно, почему Кришнамурти ставит знак равенства между дисциплиной и подавлением. Существует такая дисциплина, которая, наоборот, приводит к самораскрытию и внутреннему освобождению. Эта внутренняя дисциплина и есть медитация-осознание, то, что Хуэй-нэн называл «осуществлением прямоты сознания». Кришнамурти совершенно не понимает диалектики усилия и отсутствия усилия, дисциплины и свободы; диалектики следования образцу духовного самоконтроля и непредсказуемости духовного результата. Подлинная медитация-осознание не является ни грубой насильственной намеренностью, ни свободным творческим полётом вне всяких ограничений. На самом деле, она представляет собою тонкое сочетание усилия и безусильности, намеренности и спонтанности. И это не просто красивые слова. За ними стоит вполне реальное содержание.

Подробное разъяснение того, что представляет собою подлинная медитация, мною уже было дано в первом томе (во II части, в 7-й главе). Там приведены три метафоры, весьма важных для понимания сути подлинной медитации:

1) метафора «садовник-строитель»;

2) метафора «лодка на стремнине»;

3) метафора «заблудившаяся лошадь».

Эти метафоры и сопутствующие им объяснения убедительно показывают всю несостоятельность высказываний Джидду Кришнамурти. Рекомендую читателю ещё раз просмотреть этот материал, чтобы освежить его в памяти."

Этот материал действительно важен для понимания обсуждаемой проблемы, но, к сожалению, отсутсвует в в той главе посвящённой критике воззрений Кришнамурти, которую разместил Dayal. Даю этот текст в следующем посте.

Добавлено спустя 11 минут 12 секунд:
(из книги "Путь без иллюзий")

"Как я уже ранее говорил, для меня совершенно неприемлема "архитектурная" концепция самосовершенствования. Такой подход предполагает наличие архитектурного проекта, чертежа, по которому в дальнейшем строится всё здание. Ошибочным здесь будет следующее:
1. Наличие предварительного плана (чертежа, проекта), то есть идеализированного, желаемого Я-образа.
2. Представление о том, что это развитие, мною инициированное, мною направляется и мною же осуществляется (я это делаю, я сам себя строю в соответствии с собственным планом).

Увы! Это совершенно неверно, неверно как первое, так и второе. На самом деле, не должно быть никакого предварительного плана, никакого чертежа будущего здания. Наше развитие идёт от низшего уровня сознания (а, следовательно, и понимания) - к высшему. Движение к высшему подразумевает качественные скачки. Метафорически выражаясь, это переход от плоскости к объёму, от существа двухмерного к существу трёхмерному. Совершенно очевидно, что, находясь на "плоскостном", двумерном уровне сознания, мы сможем создать только двумерные чертежи, приковывающие нас к плоскости и совершенно исключающие прорыв в новое качество, новое измерение.

Прежде всего, следует признать, что никакие чертежи здесь непригодны, что мы не знаем и знать не можем, какими мы станем в результате духовной трансмутации. Подлинное духовное развитие непредсказуемо по своим последствиям. Это всегда путешествие в неизвестность. Образно выражаясь, это не строительство дома по чертежу, а скорее выращивание садовником растения из неизвестного зёрнышка, завезённого из чужеземной страны. При этом садовник может знать как надо ухаживать за этим зёрнышком, но при этом очень слабо представляет себе, что из этого зёрнышка вырастет. Ложным является и представление о том, что я сам совершенствую себя, я сам строю себя, что я главное действующее лицо, главный делатель (субъект) самосовершенствования. Всё это неверно. На самом деле, не я это делаю: моё сознание само развивается по неведомым мне законам. Я же всего лишь создаю для этого развития наилучшие условия и устраняю помехи, подобно тому, как это делает разумный садовник.

Эволюционный процесс расширения и развития сознания сам по себе не порождается практикой медитации. Такой процесс постепенного, неспешного созревания сознания идёт в каждом из нас, знаем мы об этом или нет, практикуем медитацию или нет. С этой точки зрения, во время медитации мы не привносим в самих себя чего-то существенно нового. Всё, что мы делаем, - это убираем помехи и создаём наиболее благоприятные условия для самоестественного процесса роста и развития сознания. Главная помеха - это мы сами, наше личностное Я со всеми его проектами и амбициями, с беличьим колесом нашей психики, нашего ума. Правильная медитация заключается не в том, чтобы мы, сидя в лодке, гребли изо всех сил к намеченной нами цели. Нет, правильная медитация - это не вздувшиеся жилы и обильное потоотделение. Это совершенно иная вещь, которую можно определить как тонкую настройку. Это подобно тому, как мы выводим нашу лодку на стремнину, на самую середину реки, туда, где самое сильное и мощное течение. Дальше нам не о чем заботиться, не надо грести изо всех сил, нужно только сохранять пребывание в центре, пребывание на стремнине. Течение само нас понесёт, оно мощнее и мудрее нас. Надо только сохранять позицию посередине реки - и она понесёт нас с такой скоростью, о которой мы и мечтать не могли бы, если бы полагались исключительно на собственную силу. Более того, течение влечёт нас именно туда, куда должно, а не туда, куда мы сами выбираем. Следует знать, что любой наш выбор будет ущербным и ошибочным. Только течение совершенно в мудрости своего русла, в выборе своего Пути. Такова правильная медитация. В вашей медитации должно быть великое доверие как к самому себе, так и к жизни. В противном случае она не сможет быть эффективной.

В то же время не следует впадать и в другую крайность, в иллюзию, что медитация происходит сама собою и от нас вообще ничего не требуется. Это не так. Подлинная медитация осуществляется согласно китайскому принципу "вэй увэй" – действовать недеянием. Другими словами, она представляет собою парадоксальное сочетание спонтанности и контроля, пассивного принятия разворачивающегося процесса и активного контроля за его правильным ходом.

Рассмотрим с этой точки зрения приведенный выше пример с лодкой на стремнине.
С одной стороны, мы не гребем, нас несет течение реки. Это иньский аспект процесса медитации, аспект недеяния. С другой стороны, во-первых, нам потребовались начальные усилия, чтобы вывести лодку на середину реки, туда, где самое сильное течение. Во-вторых, когда мы уже находимся на стрежне, нам необходима постоянная бдительность, чтобы всякий раз, когда лодка уходит в сторону (когда мы теряем центральное медитативное состояние), мы могли вновь вернуть ее на середину реки. А для этого нам потребуется подрулить и даже подгрести. Это будет уже янский аспект процесса медитации, аспект деяния.

Таким образом, в едином процессе совмещаются пассивное принятие и активный контроль. Метафорически выражаясь, правильная медитация – это не работа гребца (вздувшиеся жилы и обильное потоотделение), а работа рулевого, сочетающая в себе бдительное внимание к процессу и искусство тонкой настройки. В основе правильной медитации всегда лежит доверие к самоестественному процессу и сотрудничество с ним, но никоим образом не абсолютная пассивность.

У Милтона Эриксона, гениального американского психотерапевта, есть замечательная психотерапевтическая история, которая является прекрасной иллюстрацией к тому, какой должна быть правильная медитация-самонаблюдение. Это не выдуманная история, а то, что в самом деле случилось в жизни самого Эриксона, когда он был молодым человеком и жил на ферме своего отца.

Однажды во двор его дома забрела чужая лошадь. Не было никаких особых примет, по которым её можно было опознать, чтобы вернуть хозяевам. Тогда Эриксон сделал следующее. Он сел на неё верхом, выехал за ворота и опустил поводья, предоставив лошади самой выбирать себе дорогу. Лошадь постояла, подумала, затем развернулась и потрусила по дороге. Молодой Эриксон вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда, наконец, лошадь пришла во двор фермера, жившего в нескольких милях пути, тот спросил Эриксона:
– Молодой человек, как вы узнали, что это наша лошадь?
Тот ответил:
– Я этого не знал, зато лошадь знала. Всё, что мне нужно было сделать, это предоставить ей свободу выбора пути, и не давать сойти с дороги.

На мой взгляд, эта история является наилучшим руководством для правильной медитации и вполне заслуживает того, чтобы стать классикой Дзен-буддизма. Однако читать ее следует вдумчиво и внимательно. Хочу обратить внимание читателя на то, что в этой истории лошади не предоставляется абсолютная свобода. Пока она движется по дороге, по отношению к ней осуществляется недеяние, пассивное сотрудничество на основе доверия к самоестественно разворачивающемуся процессу. Но когда лошадь пытается уйти с дороги, чтобы попастись на полях, всадник немедленно осуществляет активное вмешательство, возвращая лошадь на дорогу. Этому соответствует возвращение в центральное медитативное состояние после отвлечения внимания. Здесь мы снова приходим к великому китайскому правилу "вэй увэй" – действовать недеянием."

Всего доброго. Владимир Каргополов.
 
24 05 2011, 12:00 Отзывы :: URL сообщения
Antar Dhan
Активный участник
Сообщения: 3535
Темы: 20
Откуда: медитация.рф
Профиль ЛС
www

Карма: +158/–34

Ты б ещё с Кришной и Христом полемику устроил. Я вас услышал
 
24 05 2011, 12:28 Отзывы :: URL сообщения
Войт
Активный участник
Сообщения: 7777
Темы: 15
Откуда: ---
Профиль ЛС
e-mail

Карма: +312/–36

Цитата:
Такой ответ просто поражает своей незрелостью и беспомощностью.

Такой ответ Кришнамурти просто поражает своей незрелостью и беспомощностью Владимира Каргополова.
Муу-ха-хаа!!!
 
24 05 2011, 12:48 URL сообщения
ы
Участник
Сообщения: 31
Темы: 0

Профиль ЛС

Карма: +3/–1

Цитата:
Ты б ещё с Кришной и Христом полемику устроил.

+1 Муу-ха-хаа!!!
 
24 05 2011, 13:11 URL сообщения
Dayal
Активный участник
Сообщения: 2235
Темы: 29
Откуда: Моск. обл.
Профиль ЛС

Карма: +78/–7

Цитата:
Ты б ещё с Кришной и Христом полемику устроил.

не нужно много ума, что бы обожествить Кришнамурти и поклоняться ему как Христу или Кришне.
Это один из древних способов избежать влияния Учения Мастера.
А вот постараться вникнуть в его учение, вникнуть в аргументы Каргополова - гораздо сложнее! Очень доволен
 
27 05 2011, 21:44 URL сообщения
AFECN
Участник
Сообщения: 73
Темы: 0

Профиль ЛС

Карма: +2
Бан

Dayal,
Цитата:
А вот постараться вникнуть в его учение, вникнуть в аргументы Каргополова - гораздо сложнее!

Аффтар это предвидел, потому, видимо, и пытался выделить название темы тегами пожирнее:

Цитата:
[b ]Духовное развитие и практика медитации.[/b ]


Можно ещё попросить модераторов пометить тему как "Важную" )))

Добавлено спустя 5 минут 50 секунд:
Владимир К.
Цитата:
Самая большая ошибка Кришнамурти - отрицание метода медитации и необходимости систематического усилия.

- это кому как))) "у каждого свой вкус - один любит арбуз..." и т.д.

Владимир К.
Цитата:
Это категорическое отрицание многократно и настойчиво повторяется во всех его книгах. Вот несколько типичных высказываний:
«Может ли ум, практикующий какую-либо систему, найти то, что лежит за пределами ума?

- хороший вопрос)))

Владимир К.
Цитата:
Кришнамурти совершенно не понимает

- это он вам сам так и сказал? )))
 
28 05 2011, 02:07 URL сообщения
Onlooker
Активный участник
Сообщения: 1358
Темы: 4

Профиль ЛС

Карма: +65/–2

Согласен с Dayal-ом. В диалоге с буддистами, Кришнамурти очень ясно даёт понять, что "исайт", о котором он говорит, не имеет ничего общего с дедукцией или выводами, и что любая подготовка или тренировка не только не способствует вспышке инсайта, но даже препятствует ей. Однако, на мой взгляд, он не может привести достаточно убедительных доводов в пользу этих утверждений, а также в пользу утверждения, что духовная свобода невозможна без инсайта. Пытаться сделать это за него было бы самонадеянным.

Владимир К.,
Цитата:
… Фактор, который принесёт истинную помощь человеку, может существовать лишь за пределами техники и методов.»
«А что же это такое» – спрашивает искатель.
«Возможно, это любовь,» - отвечает Джидду Кришнамурти.

Такой ответ просто поражает своей незрелостью и беспомощностью.

Вполне нормальный ответ, если учесть, что это был ответ психоаналитику на вопрос: "Существует ли какой-либо метод или технический прием, с помощью которого мы могли бы подойти прямо к корню наших страданий, в особенности страданий наших пациентов, и благодаря этому в короткое время их устранить?"

Цитата:
Я бы задал Кришнамурти еще один вопрос: «Хорошо, пусть будет любовь. Ну, а как, тогда, придти к этому возвышенному духовному состоянию? Как возлюбить?»

Подобный вопрос ему задавали даже дети. Он говорил в ответ нечто вроде: "Вас этому никто не научит. (...) Всё, что вы можете сделать - это наблюдать ненависть в самом себе."
 
28 05 2011, 11:38 URL сообщения
LuckyKOT
Постоянный участник
Сообщения: 440
Темы: 58
Откуда: Киев
Профиль ЛС

Карма: +73/–1

Духовное развитие - чушь! Банальный лозунг что бы косить капусту, заточенный под запросы умников-мечтателей искателей заоблачного блаженства. Есть спрос, есть и предложение.
Практика медитации - вытекающее из первого, но та же херня, ведь надо чем то занять деятельный ум идущий к цели - заоблачного блаженства . Муу-ха-хаа!!!
Из этого вытекает третий пункт по отбиранию бабла у "продвинутых" доверчивых духовных шизофреников - Ретрит. Тут самый заработок прет Браво!
 
28 05 2011, 15:41 URL сообщения
talend
Участник
Сообщения: 71
Темы: 4

Профиль ЛС

Карма: +7

Люди, о чем вы спорите?!
Будда говорил, что практики нужны.
Шанкара говорил, что практики не нужны.
Каждый выбирает то, что ему ближе, и идет своей дорогой,
не отвлекаясь на бессмысленные споры.
 
10 06 2011, 14:30 URL сообщения
Let It Be
Постоянный участник
Сообщения: 340
Темы: 5

Профиль ЛС

Карма: +22

Возвращение в "здесь и сейчас" и наблюдение - очень полезная практика, но и она станет бессмысленной, когда пребывание в "здесь и сейчас" и наблюдение станут естественным и постоянным состоянием.
 
02 07 2011, 01:10 URL сообщения
Dayal
Активный участник
Сообщения: 2235
Темы: 29
Откуда: Моск. обл.
Профиль ЛС

Карма: +78/–7

Замечательная статья:
"Почему странно и довольно нелепо - не медитировать."
http://ezotera.ariom.ru/2011/07/20/pochemu-ne-stoit-ne-meditirovat.html
Браво!
 
25 07 2011, 20:59 URL сообщения
mg
Участник
Сообщения: 27
Темы: 2

Профиль ЛС

Карма: +2/–1

Цитата:
Из этого вытекает третий пункт по отбиранию бабла у "продвинутых" доверчивых духовных шизофреников - Ретрит


Наверное, только тот кто не был ни на одном ретрите может думать, что это способ "срубить бабки"
 
09 08 2011, 10:06 URL сообщения
Нитьяананда
Активный участник
Сообщения: 1524
Темы: 22
Откуда: Краснодар
Профиль ЛС
www

Карма: +77/–7

Цитата:
Люди, о чем вы спорите?!

Будда говорил, что практики нужны.

Шанкара говорил, что практики не нужны.

talend,

Это высказывание лишь говорит о том .что вы серьезно не занимались ни практиками ,ни изучением доктрины буддизма и йоги.Прыгаете по верхушкам,так сказать.
 
13 08 2011, 07:39 Отзывы :: URL сообщения
Zuul
Активный участник
Сообщения: 3487
Темы: 56

Профиль ЛС

Карма: +198/–17

практики не нужны
нужно правильное отношение к практикам
 
13 08 2011, 08:24 URL сообщения
Серенький
Участник
Сообщения: 39
Темы: 1

Профиль ЛС

Карма: +2

практики нужны. Подмастерье учится техническим приемам, набирается опыта, чтобы стать мастером. На каком-то этапе его количественные усилия переходят в качественные изменения. А мастер уже видит то, что стоит за техниками, поэтому он может более свободно с ними обращаться, использовать или не использовать.
 
24 08 2011, 11:29 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100